10:51

Гедиминас Таранда: Татуировки танцору не помеха

  1. Новости

18 и 19 мая в рамках 24-го Международного фестиваля искусств «Янтарное ожерелье» в областном драматическом театре состоялись выступления «Имперского русского балета». Известная во всем мире труппа показала одноактные балеты «Кармина Бурана», «Болеро», «Дивертисмент», «Кармен» и «Шахерезада».

Как стучат пуанты

- Гедиминас, огромное спасибо за тот праздник, который вы подарили калининградцам. К овациям вы, конечно, привыкли, много гастролируете. Не тесно было на калининградской сцене?
- Тесновато, конечно. Драмтеатр - хороший театр, его отремонтировали, за ним следят, видно, что здесь есть хозяин, он чистый и аккуратный. Но сцена для нас маловата - не хватает еще метров шесть в длину и метров пять в глубину.
- У вас потрясающая сценография и костюмы. Как вы подбирали художников? Как складывалась не танцевальная часть труппы?
- Я дружу со многими художниками, люблю живопись, театральное искусство. Дружу с Аллой Коженковой - это один из лучших театральных художников, она очень много делает в Мариинском театре, работает с Валерием Гергиевым. Для «Имперского русского балета» она сделала один из сегодняшних спектаклей, «Болеро» - это очень стильная работа. Я бесконечно рад, что сотрудничаю с ней. Также в наших спектаклях есть костюмы Анны Ипатьевой и Андрея Злобина - это украинские художники, ученики великого Евгения Лысика. Он работал для Мариинки, для львовского, киевского театров, у меня «Ромео и Джульетта» сделан по его эскизам. Одним словом, в «Имперском русском балете» заняты лучшие художники страны, потому что без этого нет магии театра, она ведь должна быть во всем - в костюмах, декорациях, свете.
- Почему пуанты ваших балерин не стучат о пол сцены? Или раньше они были гипсовые, а теперь пластиковые - и секрет в этом?
- Нет, постукивают, конечно. Но я обучаю специальной технике движения. Кроме того, сейчас уже выпускают пуанты со специальными резиновыми прокладками, да и пол в драмтеатре из старого дерева, поэтому не гремит…
- И плюс мастерство…
- Не без этого.

Интернациональный вопрос

- Гедиминас, вы - наполовину литовец, ваш театр называется «Имперский русский балет», в то же время в вашей труппе есть артисты с откровенно восточными чертами лица, то есть коллектив интернациональный. Как вы решаете «национальный вопрос»? И как вас принимают на родине? Нет ли ревности?
- Мы в Литве уже четыре раза делали фестиваль на Тракайских озерах. Когда я в первый раз приехал, очень волновался: как примут мою компанию? Но приняли просто потрясающе. Четыре года подряд мы делали замечательный фестиваль с оркестром Саулюса Сондецкиса, сам маэстро дирижировал. Было много гостей, в том числе и президенты. А по поводу «национального вопроса»: казах, литовец, еврей, украинец - так вопрос вообще не стоит, все ребята относятся друг к другу замечательно. Есть у нас даже одна японка - супербалерина, трудяга, с отличными данными, приехала и 5 лет уже работает.
- Чего вы больше требуете от своих артистов - безукоризненного послушания и исполнительского мастерства либо артистизма и вложения души в каждое выступление?
- Для меня важнее, чтобы в первую очередь ребята были артистами. Когда ты исполняешь чистую технику, когда у тебя хороший шаг, хороший подъем, когда ты высоко прыгаешь - это прекрасно. Но что дальше? Скучно смотреть, только узкий круг специалистов может это оценить. Большинство зрителей хочет видеть танец - и я хочу видеть танец. Я хочу получить удовольствие от спектакля, а спектакль - это действо. У нас искусство довольно трудное, ты должен быть и артистом, и танцовщиком одновременно. Но проблема в том, что школа уходит, старики уезжают на Запад. Молодежь многого не знает, поэтому приходится их учить. Я таскаю их по экскурсиям, по драматическим театрам, чтобы они впитывали, иначе мы будем говорить на разных языках.
- Есть хореографические училища, которым вы отдаете предпочтения - питерская школа, минская?
- Нет никаких предпочтений. Талантливые ребята есть везде - и на Украине, и в Белоруссии, и в Сыктывкаре. Они сами подходят, когда мы приезжаем на гастроли: «Возьмите нас». Я говорю: «Покажите». Показывают. Если нравится - берем. Они собирают чемоданы и уезжают вместе с нами.

 

Про упитанных мужчин

- У некоторых ваших ребят я заметила татуировки на плечах. Они настолько свободны в самовыражении?
- Свобода должна оставаться свободой. В жизни я большой демократ.
- А как Зигфрида танцевать со змеей на плече?
- Когда надо, чтобы тело было чистым, это все замазывается, закрывается костюмами.
- В традиционном представлении артист балета - жертва, которая ест одну морковку. А ваши артисты, особенно мужчины, слегка упитанны. Вы их за это не наказываете?
- Нет. Просто я им сказал: «Контракт заканчивается, вместо вас придут другие, молодые».
- В следующем году ваш театр отмечает юбилей, 15-летие. Как вы готовитесь?
- Мы готовим большую премьеру с Дмитрием Маликовым, с театром «Новая опера». Это будет большой симфонический спектакль, шоу, если хотите, который будет называться «Симфоник мания». В нем будет занято 60 музыкантов, 40 хористов, 10 цирковых артистов, наша труппа и сам Маликов. Музыка - исключительно классические шлягеры - Бетховен, Шопен, Шуберт, Моцарт, Гендель. Шоу будет длиться в течение двух часов. В Европе пока такого никто не делал, мы первые - и 11 ноября у нас будет премьера в Париже.
- Вы хотите удивить Европу?
- Нет, мы хотим удивить сами себя. Мы хотим вернуть интерес зрителя к классике.
- Через классическую попсу? Кидаете мостик?
- Безусловно. Пусть даже попса. Я поставил молодняку - они не могли оторваться. Думаю, это будет большой успех сначала во Франции, а под Новый год покажем в Москве. Еще планирую большое шоу, где будет задействована художественная гимнастика и балет. Уже есть некоторый опыт - у меня танцуют пятикратная чемпионка мира Лейсан Утяшева и олимпийская чемпионка Юлия Барсукова.

Новая идея

- В Калининграде на сцене концертного зала областной филармонии вы тоже планируете какую-то интересную постановку вместе с камерным оркестром филармонии с использованием двухъярусной сцены. Что это будет?
- Мы только обговорили эту идею. Мы можем сделать на двух ярусах очень камерную историю с шестью танцовщиками. Эта сцена очень интересна - она позволяет использовать ее как театр. Мы сейчас совместно подбираем произведения для этой постановки.
- Когда мы увидим всю эту красоту?
- По этому проекту точно пока не скажу. Но если мы в сентябре поедем в Литву, то обязательно приедем в Калининград. И на декабрь-январь у нас тоже есть планы в Литве.
- Спасибо большое. Будем вас ждать. Всего доброго.