18:02

Стоять, молчать, бояться: могут ли сдать нервы у школьного учителя

  1. Новости
В Зеленоградске учительница заставила пятиклашек простоять два урока. С перерывом на перемену. Из этого инцидента раздулся огромный слон: одна из наказанных девочек перешла в другой класс, на обнародовавшую историю родительницу обрушился гнев коллег виновной. Сор из избы, мол, вынесла и так далее.

По поводу самой учительницы общественное мнение разделилось: одни не видят в поступке учителя ничего вопиющего — мол, как ещё справиться с неуправляемыми современными подростками. Другие утверждают, что такого педагога надо гнать из школы тряпками.
Не надо гнать. Говорят, она сама ушла.

Как бывший школьник, я, безусловно, на стороне детей. Стоять два урока по воле взрослого, имеющего над тобой власть, весьма унизительно. И это ведь пятиклашки, а не борзые 17-летние, которых, чтобы заставить стоять, нужно предварительно обездвижить.

Но как бывший классный руководитель — я не могу не понять учительницу. "Там, на задних партах!" — кому не знаком этот истеричный вскрик, раз в пять-десять минут вылетающий из учительских уст? Активный, физически здоровый, непоседливый и не слишком заинтересованный в предмете ребёнок может вывести из себя и более крепкого нервами человека, чем школьный работник. Чтобы пользоваться уважением класса, нужно иметь море такта, большой опыт, знание психологии и талант педагога — к сожалению, далеко не каждый преподаватель может похвалиться этими редкими качествами. Оценками на ученика воздействовать невозможно. Вызов к директору? Ха! Современный школьник не трепещет перед школьным руководством. Ни выгонять из класса, ни снижать за непослушание балл по предмету нельзя. Жаловаться родителям чаще всего безрезультатно: сложно представить, что ребёнок зауважает учителя исключительно из страха перед мамой и папой.

А ещё подростки таковы, что прекрасно знают, как развлечься, выводя педагога из себя. Чуть более, чем позволено, небрежная поза. Чуть более, чем принято, развязный тон. Чуть менее, чем ожидается, вежливые слова. Это ужасно раздражает. Даже на прямые оскорбления со стороны детей учитель не может ответить — ему просто нечем. С правовой точки зрения педагог не защищён перед классом. Я помню старенькую физичку в очках, которую мои одноклассники пачкали мелом, в глаза называли совой. Помню, как сама, наглая одиннадцатиклассница, отвечала учителям, старающимся заставить меня вести себя так, как мне не хотелось.

И вот нервы сдают. И класс стоит два урока. И разгорается скандал, и учитель покидает школу, в которой отработал энное количество лет. Куда возьмут педагога, прославившегося таким образом?

Детей унижать нельзя. Сдавшие нервы не повод, не оправдание. Эта история может запомниться пятиклассникам на всю жизнь как пример несправедливости. Однако школьники изначально защищены с правовой точки зрения. И если бы у учителей тоже был законный инструмент влияния на подопечных, то таких ежедневных, по правде-то говоря, бытовых происшествий стало бы в десятки раз меньше. Спросите у любого педагога.