13:52

"Разгула "дедовщины" ожидать не стоит"

  1. Новости

Борьба с коррупцией – не кампанейщина


- Григорий Петрович, давайте начнем с достаточно общего вопроса - о криминогенной обстановке в целом на Балтийском флоте.

- С точки зрения состояния законности ситуация в прошлом году, по сравнению с 2008 годом, осталась фактически без изменений. Уровень преступности в целом вырос на 9,4 процента, однако мы пришли к выводу, что этот факт не свидетельствует об ухудшении криминогенной обстановки в войсках. С учетом проводимого реформирования войск Балтийского флота численность военнослужащих объединенной группировки увеличилась. Поэтому общий коэффициент преступности не только не вырос, наоборот, снизился.

- Вы говорите об увеличении численности личного состава, но у людей не военных складывается впечатление, что в последнее время группировка «усыхает»: сокращается количество подразделений, какие-то расформировываются, какие-то выводятся…


- В целом проводимая сейчас военная реформа действительно подразумевает оптимизацию численности Вооруженных сил. Но особенность Балтийского флота как раз заключается в том, что сократилось количество офицерских должностей, мичманов и прапорщиков. Офицеров-воспитателей, например, стало втрое меньше. Зато увеличилась численность военнослужащих по призыву. Если суммировать эти два процесса, то видно, что общая численность личного состава группировки возросла.

- Можно ли сказать, что существуют особенно важные направления в работе военной прокуратуры?


- Приоритеты в нашей деятельности определены действующим законодательством, а также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ и Главного военного прокурора. Прежде всего, это организация эффективной координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью по поднадзорных войсках; обеспечение средствами прокурорского надзора соблюдения конституционных прав и социальных гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Конечно же, это и надзорное сопровождение реализации в войсках приоритетных национальных проектов и федеральных целевых программ, деятельности органов военного управления при проведении мероприятий по формированию нового облика Вооруженных Сил. Эта задача включает много аспектов. Кроме того, особенно внимательно мы отслеживаем процесс расходования бюджетных денег строго по целевому назначению. Зафиксирован не один случай, когда такого рода нарушения допускали командиры частей, за что и привлекались к ответственности. Следующая важная проблема – коррупция. Тут главное заключается в том, чтобы внушить людям мысль, что объявленная государственной властью решительная борьба со взяточничеством не является кратковременной кампанией, а будет вестись постоянно и целенаправленно.

Ценность "анонимок"


- Кроме оперативных методов, какими еще источниками получения информации пользуется Военная прокуратура БФ?

- Вот как раз СМИ порой оказываются чрезвычайно полезны в этом отношении. Достаточно много поступает жалоб от граждан, прежде всего, конечно, военнослужащих. Между прочим, рассматриваем мы и так называемые «анонимки» (правильно такие документы называются «жалоба, которые не содержат сведений о лице, ее направившем») – Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» предписывает рассматривать их, если там содержится информация о совершенном, сокрытом либо подготовляемом преступлении. По изложенным фактам назначаем проверку, и в итоге некоторые факты подтверждаются.

- И много приходит именно таких вот жалоб без подписи?

- Не скажу, что они преобладают в общем потоке, но определенный процент есть. Как правило, там присутствуют мотивы личного характера, но и в такой жалобе, как показывает практика, может содержаться информация, которая нас интересует.

- Наверняка у вас не очень большие штаты. Справляются ли сотрудники с такими объемами нагрузки?

- Мы не жалуемся на трудности, хотя численный состав прокуратуры действительно изменялся, в том числе и с учетом образования военных следственных органов. Реально оценивая обстановку, мы понимаем, что в настоящее время наш штат является оптимальным для решения стоящих перед нами задач.

"Кавказ" без национализма


- К сожалению, нельзя не вспомнить о прогремевшем на всю страну скандале в 9-м флотском экипаже, когда телами матросов выложили слово «Кавказ»…

- Что бы ни говорили, никаким национализмом там даже и не пахнет. Хотя сам случай, конечно, безобразный. Группа военнослужащих, призванных парой недель ранее, первый этап службы прошла под Санкт-Петергбургом, потом их перевели в Калининградскую область. И здесь они решили сразу себя, что называется, «поставить» над менее опытными однопризывниками. И среди правонарушителей действительно были не только представители национальностей Северного Кавказа. К сожалению, имело место действие стадного инстинкта: или ты такой же крутой, как все, или «слабак».

- А сколько всего человек проходит по уголовному делу?

- На данный момент 6, но следствие еще продолжается, не исключено, что их станет больше. Знаете, в таких ситуациях важную роль играет то, как парня воспитывали в семье. Если развивали лучшие качества мужского характера – смелость, волю, умение постоять за себя, то человек не потеряется и не даст себя унизить в любом мужском коллективе. И на примере этого инцидента тем, кому предстоит пойти в армию, нужно не пугаться заранее предстоящих сложностей, а делать правильные выводы и как следует готовить себя к службе.

Новый вид криминала


- Сейчас принято оправдываться финансовым кризисом – мол, он толкнул на совершение преступления (я ту же коррупцию имею в виду). Но ведь военным наоборот, вроде бы, увеличили денежное содержание?


- Должностные оклады остались прежними, другое дело, что 115-й и 400-й приказы Министра обороны РФ разрешают производить дополнительные выплаты с учетом вклада военнослужащего в решение служебных задач. Но эти стимулирующие выплаты не являются постоянными, это своего рода форма поощрения. Увы, некоторые люди решили использовать появившиеся дополнительные возможности исключительно в плане самообогащения. Можно даже сказать, возник новый вид криминала. Впрочем, мы каждому такому факту даем надлежащую правовую оценку.

- Приходилось слышать, что борьба с коррупцией является удобным предлогом обновить кадры в командовании Балтфлота…

- Я считаю, что для подобных слухов нет ни малейших оснований. Во-первых, в этом году определенное количество офицеров, в том числе и в штабе БФ, выслужили установленные законом сроки, достигнув предельного возраста нахождения на военной службе. Что касается остальных то, как отметил Главный военный прокурор Сергей Николаевич Фридинский, все зависит о того, как каждый конкретный человек относится к проводимой военной реформе. Принял ее разумом и сердцем, разделяешь взгляды командования по этому вопросу – значит, служишь. Не понимаешь сути происходящего, оно тебе не нравится? Есть право вполне достойно уйти.

Воспитатели в погонах


- Сокращение числа офицеров воспитательных структур, о котором вы упоминали, не обернется всплеском «дедовщины» в казармах и кубриках?

- В определенной мере, может, и повлияет негативно на общее состояние дисциплины. Однако взрыва неуставных отношений вряд ли стоит ожидать. Важно, что командование флота прекрасно осознает возможную опасность и уже предпринимает необходимые действия. Об этом говорится практически на каждом военном совете. Конечно, военная прокуратура со своей стороны также усилит контроль за обстановкой среди личного состава. Кроме того, сейчас сержантский состав комплектуется контрактниками, эти должности занимают, в том числе и бывшие мичманы, прапорщики и даже офицеры – люди в большинстве своем взрослые и опытные. Будем надеяться, они сумеют обеспечить необходимый уровень дисциплины.

- Кстати, не отмечалось никаких коллизий, связанных с изменениями продолжительности срочной службы? Ну, когда «двухгодичники» пытались притеснять «полуторагодичников», а те, в свою очередь – пришедших служить всего год?


- Да, мы тоже это прогнозировали, но итог оказался более оптимистичным. Отдельные случаи фиксировались, но, собственно, ими все и ограничилось. По крайней мере, у нас на Балтфлоте. Ребята правильно поняли, что просто кому-то повезло в жизни больше, другому – немного меньше…

Связанные одной целью


- Как складываются отношения Военной прокуратуры БФ и местных правозащитных организаций, скажем, с областным Комитетом солдатских матерей?


- Взаимодействуем уже достаточно давно, тесно и весьма эффективно. И с председателем комитета солдатских матерей Марией Владимировной Бонцлер, и с уполномоченным по правам человека в Калининградской области Ириной Федоровной Вершининой… Мы всегда готовы проверить предоставленные нам правозащитникам любые сведения, полученные ими по своим каналам. Нужно организовать поездку в воинскую часть – пожалуйста! И чем быстрее к нам поступит от правозащитников информация, тем лучше. Не надо упускать время, что в некоторых случаях играет важную роль. К сожалению, у определенной части нашего общества существует предубеждение: мол, военная прокуратура защищает интересы исключительно военных и всегда отстаивает честь мундира в худшем понимании этого выражения. Поверьте, это совсем не так. Свидетельством тому могут служить, помимо прочего, уголовные дела, возбужденные в отношении целого ряда воинских должностных лиц, в том числе высокопоставленных. И поэтому мы с особенным удовлетворением отмечаем, что у нас с правозащитниками взаимопонимание есть. В конце концов, у нас одна цель – обеспечить торжество закона.