16:33

Цуканов- Калининградская область может стать мега-проектом на западе страны

  1. Новости

Интервью губернатора Николая Цуканова агентству "Интерфакс"

Николай Николаевич, уже больше года вы являетесь губернатором Калининградской области. Как вы оцениваете этот год?

- Этот год был очень непростой, потому что он совпал с выборным циклом в регионе – пошли выборы в областную Думу, в законодательное собрание города Калининграда. А результаты этих выборов на довольно продолжительное время определяют то, в какой обстановке – рабочей, конструктивной или нервозной – будет работать исполнительная и законодательная власть в регионе, и, следовательно, с каким результатом для области и ее жителей. Этот год определял, насколько стабильная будет обстановка в регионе ближайшие как минимум четыре года.

Важно было пройти этот выборный период так, чтобы в итоге получить работоспособные и представляющие разные слои населения законодательные органы в регионе. Я считаю, что именно так в Калининградской области и получилось в итоге. На мой взгляд, депутаты областной Думы подобрались конструктивные, заинтересованные в развитии области.

Персонально для меня приход на пост губернатора было также серьезным профессиональным вызовом – я пришел из муниципалитета. Да, успешного муниципалитета, но все же я пришел "снизу вверх". А мой предшественник Георгий Боосс стал губернатором после поста вице-спикера Государственной думы. Таких ресурсов, как у него, на федеральном уровне – и административных, и в сфере бизнеса, и в плане понимания процессов в Москве, влияющих на регион, конечно же, у меня не было.

Непросто было также подобрать команду. Делать это пришлось практически с нуля, так как предыдущее правительство ушло в отставку практически полностью. Люди приходили разные, но с общим желанием работать. Понятно, у кого-то получилось, у кого-то - нет. Не все справились с нагрузкой и ответственностью. Поэтому в течение этого года происходила ротация кадров.

- Сейчас уже можно говорить, что за год Вы собрали команду?

- Можно сказать, что костяк в основном сформирован. Однако правительство - это живой организм, он будет меняться. Люди будут подбираться под новые конкретные задачи, которые ставятся перед областью и правительством. Но основная команда есть, и уже с ней мы за этот год смогли разработать долгосрочную стратегию развития региона до 2025 года.

- Но ведь что-то подобное в регионе уже было?

- К сожалению, когда мы изучили ту стратегию, которая была разработана ранее, мы пришли к выводу, что в ней, конечно же, прописаны некие глобальные задачи, но все они таковы, что в итоге плохо просматриваются социальные вопросы. В ней, по сути, отсутствует обычный человек, ради которого все преобразования и должны затеваться.

В качестве первого шага мы предложили всем муниципальным образованиям при поддержке областного правительства разработать и реализовать пошаговые "Программы конкретных дел". Смысл этих программ в том, чтобы в каждом населенном пункте региона сделать что-то конкретное: отремонтировать детскую площадку, разбить сквер, сделать освещение, покрасить фасады домов и т.д. Программы за этот год фактически реализованы. Но эту работу мы продолжим, потому что она понравилась населению.

- Но это ведь не стратегия еще, это решение точечных задач...

- Стратегически резон этого первого шага был в том, чтобы люди поверили, что власть сможет прийти в каждый населенный пункт и что-то изменить, так как в регионе были поселки, в которых представители органов госвласти, особенно областной, не появлялись годами. И это "что-то" должно быть понятно людям, они должны на деле почувствовать изменения, пусть даже небольшие пока.

А основная стратегическая задача, конечно же - определить правильное направление развития Калининградской области. И сделать это нужно как можно быстрее. Ни для кого не секрет, что сейчас экономика региона во многом зависит от тех льготных условий для бизнеса, которые определены переходным периодом по Закону об ОЭЗ, который заканчивается в 2016 году. И конечно, бизнес взволнован перспективой прекращения преференций. Без работы могут остаться от 30 до 40 тыс. человек, потому что в рамках ОЭЗ предприятия в основном построены по принципу "отверточной сборки". Они могут быстро перебазироваться туда, где на тот момент будут более выгодные условия. К сожалению, хотя законодательство о таких зонах и предполагало, что бизнес-процессы постепенно перейдут к более серьезному базированию в регионе, размещению тут более основательных этапов производства, этого не произошло.

Пролонгация действия переходного периода для нашей области невозможна – у России есть определенные обязательства, связанные с Таможенным союзом, со вступлением в ВТО. Увы, но с этим нужно смириться и, не откладывая, думать, как нам жить дальше, за счет каких отраслей поднимать регион.

Мы пригласили консалтинговую компанию McKinsey и ряд российских консалтинговых компаний для того, чтобы они сделали внутренний и внешний аудит региона и дали нам рекомендации, куда двигаться, исходя из географического расположения Калининградской области, промышленного, человеческого потенциала. Параллельно мы проводили форумы, конференции для того, чтобы понять, что же хочет бизнес, что мы можем ему предложить. Мы понимаем, что права на ошибку в нынешней ситуации не имеем.

- И такой документ уже готов?

- В целом - да. Проект "Комплексное развитие Калининградской области" предусматривает создание в регионе на базе государственно-частного партнерства новых промышленных производств и объектов туристско-рекреационной сферы. За счет частных инвестиций предполагается создать янтарно-ювелирный и инновационный кластеры, туристско-рекреационную зону с игорным сегментом, завод производства автокомпонентов и автосборки. За счет средств федерального и регионального бюджетов — профинансировать строительство и реконструкцию автомобильных дорог, модернизацию аэропортовой инфраструктуры, строительство морского порта, развитие паромного сообщения с центральной частью России, создание и реконструкцию инженерной инфраструктуры.

Стоимость этого проекта составит порядка 1600 млрд рублей, при этом три четверти суммы будет профинансировано за счет средств частных инвесторов. Это означает, что на рубль государственных вложений в экономику области будет привлечено 3 рубля частных инвестиций. Такая программа может рассматриваться как уникальный мегапроект, аналогов которого еще не было в России.

- Эта программа уже получила статус официального документа? Какова будет процедура его реализации?

- Мы планируем в ближайшее время представить программу населению и бизнесменам региона. И можно сказать, что программа получила предварительное одобрение руководства страны, я обсуждал ее с президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым, премьер-министром Владимиром Владимировичем Путиным. Ведь все, что делается в Калининградской области, все это сопряжено с политикой – транспортная доступность, таможенные, пограничные правила. Поэтому без политической поддержки будет крайне сложно реализовывать любые проекты.

- В чем основной смысл этой программы?

- Конечно же, основной определяющий фактор для Калининградской области – ее географическое положение, со всех сторон – государственная граница. Возить сюда или отсюда любые товары или материалы - металлы, бумагу, ткани, даже с территории Российской Федерации – это всегда проходить таможню со всеми вытекающими рисками, временными и прочими затратами. По этому фактору мы сегодня неконкурентоспособны по сравнению с любым другим регионом страны. Потому что любые товары, какие ни производи – все имеет свои рынки сбыта. Внутри региона рынки сбыта очень ограничены, а потом - три границы.

Поэтому почти любое производство будет объективно неконкурентоспособно. Поэтому наши консультанты - и компания McKinsey, и другие, рекомендуют нам как самый оптимальный вариант развития, ставить во главу угла не ввоз и вывоз продукции. Хотя по ряду отраслей и это, конечно же, тоже будет оставаться, и пытаться конкурировать на рынках некоторых товаров, экспортировать их мы будем. Но проще, образно говоря, ввозить "человека с деньгами". То есть организовать такие бизнесы, которые привлекут в регион деньги от оказания услуг людям, привлекут в область поток приезжающих гостей, готовых потратить в регионе деньги. Для Калининградской области с нашей спецификой это более эффективно. Тем более, что все предпосылки для этого есть.

- Вы имеете в виду туризм?

- Да, туризм как одно из ключевых направлений, которое даст толчок развитию и других отраслей экономики. Сейчас этот сектор у нас очень слабо развит, и, тем не менее, именно он и может стать проектом, который сконцентрирует вокруг себя развитие других отраслей.

Мы считаем, что в регионе можно развивать несколько сегментов туристической отрасли. Во-первых, конечно, оздоровительный туризм. Санатории, пансионаты уже сегодня принимают тысячи туристов из любых субъектов России. Природные ландшафты, побережье Балтийского моря – все для этого есть.

Во-вторых, мы находимся в сердце Европы, поэтому нужно развивать конгресс-туризм. С точки зрения организации крупных международных мероприятий это удобно – близко и из центра России, и из Европы. За этот год нам уже удалось убедить провести некоторые федеральные мероприятия, которые ранее проходили в Москве, в Калининградской области.

Сейчас у нас стоит задача построить современный конгресс-центр. Но очевидно, что нужно развивать и всю сопутствующую инфраструктуру. Во-первых, должен быть разный спектр гостиниц - от трех звезд, может быть, до шести звезд – на разные запросы. Во-вторых, прошли конгрессы, семинары, симпозиумы – чем заниматься вечером тем, кто на них приехал? Должен быть и сектор развлечений - от интересных творческих выставок до ночных клубов. Да и шопинг никто не отменял. Поэтому мы обсуждаем вопрос, как сделать так, чтобы на территории Калининградской области была зона свободной торговли, зона дьюти фри.

- Думаете, это возможно?

- А почему нет? Калининградская область – это территории Российской Федерации, но она оторвана от основной территории страны. Сегодня из Калининградской области вывезти продукцию без таможенного оформления просто невозможно - ни для кого, в том числе и для граждан России. Но ничто не мешает нам сделать ее зоной дьюти фри и для европейцев, и для россиян. Это наше предложение мы сейчас обсуждаем с Правительством РФ. Но это всего лишь небольшой сегмент планируемого туристического кластера. В целом для его развития необходим крупный якорный проект.

По нашей оценке, это должен быть проект в сфере детского отдыха, оздоровительного отдыха либо проект в стиле парка развлечений. В этой связи, безусловно, важна та инициатива, которая была выдвинута Владимиром Владимировичем Путиным - построить в Калининградской области большой детский оздоровительный лагерь.

- Еще один Селигер?

- Нет, речь идет о создании детского лагеря по типу "Артека" или "Орленка". На его строительство из федерального бюджета нам готовы выделить 4 млрд рублей. Это будет круглогодичный комплекс, включающий и школы, и бассейны, другие спортивно-развлекательные объекты. Причем, это будет лагерь международный, его концепцию мы разработаем уже в 2012 году, а потом начнем проектировать.

Еще в Калининградской области может быть построен большой парк развлечений, типа Диснейленда. Мы уже провели колоссальную работу, и у нас есть предложения от потенциальных разработчиков и строителей. Скоро в городе Пионерском начнут проектировать семейный туристско-рекреационный и образовательный парк, в котором появятся фигуры динозавров, музей, кинотеатр в формате 5D, детские площадки, творческие и ремесленные мастерские, рестораны и кафе, магазины сувениров и парковки. Если мы построим несколько таких комплексов, то привлекательность региона как туристического места резко возрастет.

- Что конкретно эти проекты дадут региону?

- Оценка показывает, что регион потенциально может уже к 2025 году привлекать до 10 млн. туристов в год. Копания McKinsey с уверенностью прогнозирует, что при выполнении намеченной программы уже в 2018 году Калининградскую область могут посетить 5 млн. туристов. А это, в свою очередь, даст толчок всем сопутствующим производствам плюс позволит создать и совершенно новые производства. Сфера обслуживания, гостиницы, строительная отрасль, безусловно. Нам нужно построить больше ста отелей, пансионатов, санаториев. Далее, будет поддержано мебельное производство, которое очень развито сегодня в Калининградской области, новые запросы появятся у сельского хозяйства и сельхозпереработки, производства бытовой техники, телевизоров.

Это позволит создать порядка 70 тыс. новых рабочих мест до 2016 года, то есть – произвести замену тех производств, где потенциально ожидается увольнение персонала в связи с прекращением действия переходного периода по закону об особой экономической зоне.

- А кроме туризма, какие еще брендовые проекты может запустить Калининградская область?

- Бренд, который нам по праву принадлежит – это янтарь. К сожалению, вся промышленная переработка янтаря за эти годы фактически была уничтожена. Сегодня, конечно, есть локальные производства, маленькие компании, которые производят уникальные изделия, но их очень мало.

У нас находится 90% мирового запаса "солнечного камня"! И мировой рынок янтаря оценивается в миллиарды долларов. Но при этом сейчас янтарный рынок нашим соседям приносит гораздо больше пользы, чем нам. Наш янтарный комбинат в прошлом году добыл 340 тонн янтаря, регион заработал порядка 20 млн. долларов, а соседняя Польша при 29 тоннах добычи получила оценочно 500 млн.долларов. Хороший доход приносит янтарь и в бюджет Литвы. И это при том, что у соседей нет такого крупного добывающего предприятия, как Калининградский янтарный комбинат.

Мы обязаны вернуть себе звание "янтарной столицы", а для этого нужно немедленно приступить к комплексному решению проблем этой отрасли.

Прежде всего, мы попросили у федерального центра передать ГУП "Калининградский янтарный комбинат" правительству Калининградской области для дальнейшей приватизации. Таким образом, у предприятия появился бы настоящий хозяин, который смог бы поставить его на рельсы модернизации (а комбинату необходимо коренное техническое перевооружение) и эффективно препятствовал бы разграблению янтарных запасов, которое сейчас происходит в промышленных масштабах.

Кроме того, я считаю, что необходимо ввести заградительные пошлины на вывоз янтаря-сырца, уголовную ответственность за нелегальную добычу солнечного камня. С другой стороны, нам нужно создать для янтарных предприятий такие экономические условия, когда им будет выгодно "выйти из тени" и легализоваться. В этой сфере может быть создано до 10 тыс. новых рабочих мест. Ведь янтарь – это не только ювелирные изделия, это и медицина, и промышленная переработка янтаря, например, производство янтарной кислоты.

Многие вопросы могут быть решены только на федеральном уровне, однако инициировать их рассмотрение должен регион. Правительство не имеет права упускать ту интеллектуальную, имиджевую, социальную и экономическую выгоду, которую может дать нашему региону янтарное производство.

- Ранее Вы рассказывали про то, что у региона хорошие перспективы развития высокотехнологичных отраслей. Что имеется виду?

- Отдельный кластер - это инновационные технологии и IT. В городе Гусеве развивается один из главных инвестпроектов востока Калининградской области - промышленная зона "Технополис Гусев". Ранее там было несколько заводов, которые просто собирали телевизоры, компьютеры, но это была та же "отверточная" сборка. Сейчас это уже совершенно новый уровень производства – печатаются платы, производятся антенны, ресиверы для цифрового телевидения. "Триколор", кстати - это их продукция. Сейчас это уже целый технополис, где уже сегодня работает 3 тыс. человек. И планируется строительство новых заводов того же профиля.

Наша цель – разместить здесь комплекс предприятий, выпускающих высокотехнологичный конечный продукт в области электронной промышленности, привлечь инвесторов, фирмы и организации. Общий объем инвестиций в рамках реализации этого проекта до 2013 года составит порядка 9,2 млрд рублей.

Кроме того, мы планируем в следующем году запустить проект по строительству IT-деревни на берегу Балтийского моря. Это будет приморский поселок, в красивом, экологически чистом месте, там будут жить и работать приглашенные IT-специалисты. Подведение дорог, газа, воды и электричества возьмет на себя администрация области. У нас уже есть частный инвестор, группа компаний IBS, которая готова участвовать в этом проекте, в частности, в строительстве 2 тыс. домов. При этом для специалистов, приехавших жить в этот поселок, будут созданы специальные условия приобретения жилья по очень низкой ипотечной ставке. И мы уже получили довольно много заявок от специалистов, желающих приехать на работу в Калининградскую область.

- А что произойдет с автомобильным кластером, который более всего привязан к закону об ОЭЗ?

- По поводу автомобильного кластера. Мы все-таки настаиваем на том, чтобы сохранить промышленную сборку в регионе, но с условием локализации от 30 до 60%. Это означает, что производители не должны всего лишь привозить полностью готовые агрегаты и делать у нас только окончательную сборку, здесь должны производиться и детали, например, коробки передач.

- То есть в тот период, когда еще действуют преференции ОЭЗ, наложить на производителей такие обязательства?

- Такие обязательства были и изначально в соответствии с законом об ОЭЗ – он подразумевает, что все те преференции, которые получает производитель, должны со временем создавать добавленную стоимость непосредственно на территории, те технологии, специалисты, которые сюда привозятся, должны оставаться здесь. Другое дело, что, вероятно, мы не требовали выполнения этого достаточно жестко...

- Но каков механизм? Как можно заставить это сделать?

- Заставить невозможно. Нужно создать необходимые условия и убедить в том, что это эффективно. Мы получаем в этом вопросе полную поддержку руководства страны. И в принципе, с помощью федеральных властей сейчас уже ведем переговоры с инвесторами - как уже базирующейся в регионе компанией "Автотор", так и с потенциальными иностранными инвесторами - о строительстве еще шести новых заводов, связанных с автомобилестроением, но уже по производству отдельных компонент, а не по простой сборке.

В этом проекте будут участвовать такие компании, как БМВ, Дженерал Моторс, КИА, Субару. Сейчас идут согласования - вырабатывается решение, которое устроит всех, и российского инвестора – "Автотор", и иностранных соинвесторов, и Российскую Федерацию, и правительство Калининградской области.

- Расскажите о реализации других наиболее крупных инвестпроектов.

- Помимо тех, о которых я говорил, будут реализован проект по строительству крахмального завода, общая стоимость которого должна составить 35 млн евро, парка отдыха европейского уровня, верфи в пос. Взморье и вертикально-интегрированного птицеводческого и птицеперерабатывающего комплекса. Общий объём инвестиций составит более 18 млрд рублей - это неплохой задел на будущее. Проекты, имеющие сельскохозяйственную направленность, начнут реализовываться уже в этом году и будут готовы в течение двух-трёх лет.

Кроме того, на одном из заседаний Совета по размещению инвестиций мы одобрили проект производства мраморной говядины. Инвестор будет выращивать в регионе мясной скот в количестве 6 тыс. голов в год, а также построит две площадки по откорму молодняка крупного рогатого скота мощностью 3 тыс. голов каждая. В проект планируется инвестировать более 1 млрд рублей, при этом срок окупаемости составляет 8 лет. Для его реализации, конечно, требуется государственная поддержка ─ включение в областную и федеральную программы по развитию мясного скотоводства.

Важной для региона является рыбопромысловая отрасль. В течение нескольких лет в области предполагается построить промысловые суда, обновить оборудование на производствах, построить и реконструировать объекты по воспроизводству водных биологических ресурсов, порты. Это позволит улучшить качество рыбной продукции и сырьевую базу. Добыча рыбы в области увеличится до 500 тыс. тонн в год, вырастет производство, будет дополнительно создано 4 тыс. рабочих мест, в рыбохозяйственный оборот удастся вовлечь неиспользованные водоёмы.

Кроме того, у нас сегодня есть инвестиционный проект строительства судоверфи, которая выйдет на проектную мощность через 2-3 года. Объем инвестиций в проект порядка 200 млн. евро. Мы подписали соглашение о его реализации с Федеральным агентством по рыболовству, Внешэкономбанком, "Объединенной судостроительной корпорацией", ЗАО "ВП Финсудпром".

Это будет в основном строительство судов, связанных с рыболовецкой отраслью, переработкой, разведением рыбы. Администрация региона обсуждает с рыбаками возможность субсидирования процентной ставки, если они захотят купить судно. Банки дают кредиты максимум на 7 лет, а мы готовы дать определенные гарантии и преференции в части субсидирования процентной ставки по кредитам на 10 лет. Поэтому мы надеемся, что рыбная отрасль все-таки встанет на ноги. Подчеркну, что мы готовы поддержать всех рыбаков, которые занимаются этой благородной профессией, которая для многих калининградцев - вторая жизнь.

- Инвестиционная привлекательность региона названа руководителями страны одним из основных критериев оценки эффективности губернаторов. Как Вы к этому относитесь?

- Ответственно. На мой взгляд, в каком-то смысле инвестиционный имидж нашего региона даже более значим, чем любого другого региона России. Благодаря нашему географическому положению, Калининградская область воспринимается как своего рода витрина России в Европе, и по положению дел у нас часто судят о России в целом. А значит, задачи по улучшению инвестиционного климата во всей стране в первую очередь касаются нас.

Основой инвестиционной привлекательности региона я считаю четкую стратегию развития области - безусловно, инвестор должен ясно представлять, по какому пути будет развиваться экономика того региона, куда будут вложены его активы. И мы определили ключевые приоритеты развития, которые обеспечат конкурентоспособность области, и, в то же время, поддержат активное присутствие России в регионе Балтийского моря.

Регион развивается, мы движемся. Развиваем свой энергетический комплекс - идет строительство Балтийской атомной станции, она обеспечит полную энергетическую независимость Калининградской области, в прямом и переносном смыслах – даст энергию бизнес-проектам, которые работают или будут работать в регионе.

Мы строим новые дороги. И в Калининграде, и в области. Калининград и города побережья соединит новая трасса "Приморское кольцо". Логистика становится проще. К примеру, дорога до аэропорта из Калининграда сократилась с 40 до 20 минут. В декабре началось движение на в сопоставимых ценах отрезке трассы, ведущем в Пионерский, где построена государственная резиденция, и в Светлогорск, который принимает туристов круглый год и который по праву называют жемчужиной балтийского побережья.

- Не могли бы вы назвать показатели, характеризующие нынешнюю динамику инвестиций – каков план привлечения в регион инвестиций в 2011 году, как он соотносится с итогом 2010 года? Ваша оценка – будет ли этот план выполнен?

- Если говорить про 2010 год, то инвестиции в основной капитал области за счёт всех источников финансирования составили 54,6 млрд рублей. В 2011 году в сопоставимых ценах по этим показателям мы останемся на уровне прошлого года. В 2011 году в область поступит порядка 60 млрд рублей. Прогнозируя дальнейшее состояние экономики, можно сказать, что инвестиции в 2012 году составят уже 73,1 млрд рублей.

Поступления в основной капитал будут расти в связи с серьёзными вливаниями в строительство Балтийской АЭС и развитие транспортной инфраструктуры. К нам пойдут инвестиции на строительство глубоководного порта, на реконструкцию аэропорта "Храброво". Ожидается, что в 2016 году инвестиции в основной капитал из всех источников составят 144 млрд. рублей. В случае проведения в Калининграде матчей Чемпионата мира по футболу в 2018 году инвестиции будут еще более значительными.

- Какие меры поддержки инвесторов действуют в регионе?

- Если мы планируем привлечь новых инвесторов, вне зависимости от преференций ОЭЗ, мы обязаны помогать инвесторам с инфраструктурой - не звать их в "чистое поле", а подвести газ, электричество, все необходимые коммуникации. Поэтому особое внимание правительство Калининградской области уделяет развитию выделенных промышленных зон.

Уже завершена первая фаза строительства промзоны на берегу Калининградского канала. В ее границах будет транспортно-логистический центр, который даст экономию при строительстве объектов промзоны, поставках сырья, оборудования и комплектующих, а также реализации готовой продукции.

Но, помимо этого, мы сегодня определили зоны промышленного роста, так называемые технопарки или промышленные зоны. Семь таких зон: в Калининграде, Гурьевске, Советске, Правдинске, Черняховске, Гусеве и Гвардейске. Туда мы подводим полностью инфраструктуру, дороги, газ, электричество, канализацию. По каждой площадке подготовлена вся информация для инвесторов, вплоть до паспортизации населения: в каком муниципалитете сколько человек проживает, уровень образования, возраст, профессиональная подготовка потенциальных кадров.

Площадки обозначены, земельные участки сформированы. Сейчас заканчивается проектирование инфраструктуры этих зон, где-то уже есть коммуникации. Это программа далеко не на один год. Но, тем не менее, если сейчас приходит инвестор, готовый создавать новое производство в регионе, подготовленный земельный участок можем предложить ему в кратчайшие сроки, разрешение на строительство - в течение трех месяцев.

Мы разработали целевую программу стимулирования инвестиционной деятельности, избавляем инвесторов от лишних административных барьеров. Так, в регионе работает Совет по размещению инвестиций. Логика такая: после того, как инвестор представляет свой проект на Совет по инвестициям и получает его одобрение, при наличии готовой проектно-сметной документации мы обеспечиваем согласование в течение 3 месяцев со всеми необходимыми инстанциями и оформление разрешительной документации, чтобы уже ничто не сдерживало начало строительства.

К тому же почти в каждом из проектов, одобренных Советом, правительство региона берёт на себя определённые обязательства - организацию инфраструктуры, подводы газопровода, дороги, и где-то ─ строительство подстанции. Это государственно-частное партнёрство, мы не в полном объёме участвуем в проекте, а работаем вместе с инвесторами.

И плюс, безусловно, под те сегменты экономики, которые нам наиболее интересны, -это сельское хозяйство, инновационные технологии, IT-технологии, судостроение - у нас есть конкретные программы, которые предусматривают финансовую помощь, субсидирование процентной ставки по кредитам банков, госгарантии от администрации региона.

По крупным проектам мы готовы и социальную инфраструктуру помочь устроить. Конечно, если с нами, например, "Автотор" согласовывает строительство шести новых больших заводов, там необходимо будет построить социальную сферу. Они готовы сделать поселок, а мы построим детский сад, школу, спортивный зал и прочее, и подведем к этому поселку инфраструктуру – котельные, газ и все остальное.

- Николай Николаевич, у Вас имидж губернатора-реалиста, человека "от земли", не витающего в облаках, но занимающегося конкретными делами. Не опасаетесь, что после озвучивания таких планов Вас назовут прожектером?

- У России должны быть имиджевые проекты. Например, это та стройка, которая сейчас развернута на острове Русский в Приморье. Это колоссальный проект. Есть восточный имиджевый проект, в том числе, представляющий странам тихоокеанского региона масштабы и возможности развития России. И вся страна, и соседи должны понимать, что Дальний Восток - был, есть и будет российской территорией, которая динамично развивается. Юг России - гигантские объемы нового строительства при подготовке к Олимпиаде в Сочи, программа на триллионы рублей.

Я считаю, что схожий проект был бы целесообразен и на западной границе страны. Мы предлагаем проект под названием "Калининградская область – российская Европа". Наша программа "Комплексное развитие Калининградской области" – это фактически первый шаг в этом направлении. Я сейчас рассказал, как мы видим дальнейшее развитие региона в ближайшие годы.

Но при федеральной поддержке можно делать более значимые шаги таким образом, чтобы именно от Калининграда прошла интеграция России в Европу и Евросоюз. Мы предлагаем сформулировать такую государственную программу с федеральным финансированием. Потенциально ее объем, по нашим оценкам, должен составить порядка 400 миллиардов рублей до 2021 года. А общий размер финансирования программы может достичь и 1600 миллиардов рублей, за счет софинансирования региона, за счет средств частных инвесторов. Мы считаем, что не менее 75% от этой суммы могли бы вложить инвесторы.

Качество жизни наших людей должно быть выше, чем в Европе. И мы готовы начать с Калининградской области. Мне кажется, эта идея, а мы обсуждали ее с президентом, с премьер-министром, заинтересовала руководство страны. Если бы я просил некие локальные деньги – на мост, на дорогу, как всегда, все субъекты просят. А здесь речь идет о серьезном проекте, работающем на страну в целом.

Именно Калининград может быть экспериментальной площадкой продвижения России в Европу. Этот проект формировал бы отношение к России как к стране, которая заботится о своих гражданах, которая выстраивает нормальную систему жизнеобеспечения и социальной поддержки населения.