10:20

Половину машин "Скорой" в Калининграде надо списывать

  1. Новости
В начале августа нашу область посетила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она вихрем пронеслась по нескольким крупным медицинским учреждениям, в том числе по станции "скорой помощи". И там не поскупилась на похвалы.
 
Например, за то, что все наши машины неотложной помощи на сегодняшний день оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, которая отслеживает работу каждой машины и находит для нее кратчайший путь до пациента. А еще министру рассказали о том, что на "скорой" внедрена новая технология – онлайн-передача кардиограммы больного из машины неотложки на пульт оператора. Специализирующийся на сердечных болезнях врач, не теряя минут, может консультировать коллегу из "скорой".

Чего скрывать, слушать такое журналистам было приятно. Но жизнь вносит свои коррективы. В карьере на берегу моря в районе Янтарного 21-летний калининградец нырнул в воду и поломал себе шейные позвонки. "Скорая" приехала быстро, но в ней не оказалось обязательного при подобных травмах "воротника", фиксирующего поврежденную шею. Такая разновидность шин входит в комплект "скорой", но в тот день машина из Янтарного (она там одна) выезжала подряд на четыре вызова без возможности приехать в отделение скорой медпомощи для пополнения запасов. Дежурившая фельдшер сделала все возможное, скрутив под шею крепеж из одеяла, и оперативно доставила пострадавшего в Калининград, в БСМП, за что ей благодарность. Оперировали несколько часов. Слава богу и спасибо огромное врачам, все прошло успешно. Сейчас парень вновь учится ходить.

Вслед за этим в области произошла другая история с участием "скорой". На этот раз с трагическим концом. На дороге Калининград – Янтарный в районе пос. Круглово в ДТП 17 августа пострадала девушка. "Скорая" (почему-то из Балтийска, а не из Янтарного) приехала на место спустя 31 минуту после вызова. Но пострадавшая к этому времени уже умерла на глазах у многих людей, ставших свидетелями аварии.

А вы говорите – современные технологии, ГЛОНАСС, онлайн-консультации…

Проблемы, как во всей медицине

На прошлой неделе в Калининграде на ул. Нарвской, 58а, после необычной реконструкции открылась подстанция "скорой помощи" Ленинградского района. Необычной, потому что во время ремонта старое здание, можно сказать, практически снесли до фундамента и отстроили вновь. Средства на это были получены благодаря международному проекту в рамках программы приграничного сотрудничества "Литва – Польша – Россия". В софинансировании принял участие и бюджет области. В итоге не только отстроили здание, но и купили четыре машины "скорой помощи" – "Фольксвагены" и комплекты оборудования к ним.

Прибывший на открытие станции губернатор Николай Цуканов осмотрел все, а затем побеседовал с коллективом. И первое, с чего он начал – время приезда "скорой" на место и история с умершей под Янтарным. По словам губернатора, по тому случаю сейчас ведется расследование, возможно, без уголовного дела не обойдется. Хотя по результатам соцопроса на работу врачей "скорой" люди жалуются меньше всего. В большинстве случаев довольны.

– Я понимаю, что бывают разные ситуации, – обратился к медикам губернатор. – Но при этом еще есть единичные случаи, когда "скорая помощь" не успевает приехать. Конечно, могут быть такие объективные причины, как авария на дороге, отсутствие связи, но для человека, который потерял близкого или ждет помощи, это не объяснение. Мы должны добиться, чтобы "скорая помощь" работала как часы, и не только в Калининграде, но и в районах области.

Медиков попросили задавать вопросы, и, надо сказать, те молчать не стали. Например, пожаловались на непонятную, не имеющую каких-либо закономерностей нумерацию домов, особенно в Калининграде. По словам врачей, даже с системой навигации машина порой кружит среди домов, отыскивая нужный адрес. Особенно трудно работать вечером и ночью. Плохо видно, не везде есть таблички с адресами, и к тому же дворы так плотно заставлены машинами, что к нужному дому с габаритами "скорой" не всегда подъедешь. В пример привели микрорайон "Сельма". А еще появилась мода на шлагбаумы. Они просто враги неотложек. Про садоводческие общества, которые сейчас активно заселяются, слов у медиков вообще нет. Одни эмоции. Но ведь кто-то же должен решать все эти проблемы?

– Вопрос непростой, это нужно делать, – согласился губернатор. И дал задание городским властям провести совещание и начать решать проблему.

Пожаловались медики и на неудобную Первую городскую больницу. Учреждение много лет принимает экстренных хирургических больных, но ее приемный покой до сих пор не оборудован для подъезда "скорой"!

– Там лестница, по которой носилки с больным можно тащить только волоком. Поднимешься на четыре ступеньки и должен с носилками развернуться на 90 градусов, а потом еще на столько же, и только тогда попадаешь в приемный покой, – как про какую-то игру-бродилку рассказывают медики.

Цуканов попросил ответить на это и. о. министра здравоохранения Веронику Карташову.

– В рамках программы развития области данное учреждение у нас подлежит реорганизации. Там планируется создание эндокринологического центра. Хирургия останется, но статус организации изменится. Ремонт мы планируем провести до 2018 года, – бодро сообщила Вероника Вячеславовна, будто бы и не замечая слов врачей о том, что им сейчас неудобно доставлять экстренных пациентов.

– Хотелось бы раньше, – вступила в беседу главврач Городской станции скорой медицинской помощи Людмила Сиглаева. – Мы в сутки до 150 человек привозим в стационар.

По словам Николая Цуканова, деньги на ремонт изыщут раньше запланированного срока.

"Газели" протекают

Другая больная тема – транспорт.

– С медикаментами проблем нет. Но хочется привлечь внимание к автопарку. За два года "Газель", на которой я работаю, проехала 100 тысяч километров, – рассказал один из медиков, а дальше сравнил машину с чем-то вроде консервной банки.

– Так мы вроде "Газели" уже не закупаем? – удивился Цуканов.

– Но они у нас еще есть. Полностью не заменены, – ответила Сиглаева. – Поэтому хотим просить финансирования. В этом году купили 10 машин. Просим еще.

– В рамках подготовки к чемпионату мира планируем закупить 13 машин, – вновь о каких-то далеких перспективах заговорила и. о. министра Карташова.

– Десять машин до конца года не сможем, а пять, наверное, сможем. Представьте обоснование, – сказал Цуканов. – Особенно отразите ситуацию с машинами в районах. В бюджет следующего года нужно включить покупку как минимум еще 10 машин.

А потом спросил, сколько не хватает.

– Всего для нужд Калининграда нужно 36 машин, – ответила Сиглаева. – Причем они нужны, не учитывая обязательную замену машин, которые находятся в эксплуатации свыше пяти лет.

Дальше заговорили о том, что "Газели" больше покупать вообще не стоит.

– Это довольно жесткие машины, – сказал Цуканов.

– Холодная, течет, дождик внутри капает. Причем машины 2008 года почему-то более устойчивы, чем последних лет приобретения, – добавила Сиглаева. Судя по всему, она бы еще долго говорила о недостатках, но губернатор дипломатично оборвал:

– Не ругайте отечественный автопром. Я же говорю, жесткая машина. Сложно ехать пассажиру. Она нормальная, чтобы перевозить на ней булочки и пирожки, но возить людей, наверное, нет. Машины надо приобретать более комфортные.

Эх, не задал Николай Николаевич еще один важный вопрос о машинах "скорой". Дело в том, что для них установлены сроки эксплуатации: для отечественных – 5 лет, а для импортных – не менее 7. Сколько у нас в области машин старше этого возраста? Вот в чем вопрос.

И мы его задали. На что в региональном минздраве "Стране Калининград" ответили: "В настоящее время в области имеется 111 машин из 169 (или 65,5%) со сроком эксплуатации более 5 лет. Это в основном машины российского производства, поставленные в рамках нацпроекта "Здоровье". Но возможность их эксплуатации подтверждается ежегодным техобслуживанием… С 2008-го в основном закупаются машины иностранного производства". То есть и этим уже идет шестой год эксплуатации…

А как же кадры?

На сегодня в службе скорой помощи не хватает 16 врачей и 70 фельдшеров. То есть нагрузка у тех, кто работает, выше нормы. В "среднем по больнице" – на 8,8%. О причинах интенсивной работы "скорой" и. о. министра сообщила ниже.

– Нехватка кадров является одной из основных проблем здравоохранения Калининградской области, – сообщили в минздраве. – Особенно в первичном звене, из-за чего нагрузка на медицинский персонал увеличена в среднем на 30–40%, а по отдельным медицинским специальностям – на 50–70%.

Сказывается ли это на работе? Не потому ли случается, что "скорая" едет к больному 31 минуту?

– Оперативная остановка может сложиться таким образом, – объясняет нам Людмила Сиглаева, – что в один час на пульт приходит 15 обращений, а в другой – 45. И ты никогда не угадаешь, где именно должны находиться машины "скорой". Поэтому на поступивший вызов направляется ближайшая к месту машина. Но бывают ситуации, когда и она может находиться далеко.

По словам Сиглаевой, нехватка кадров в "скорой помощи" сказывается на том, что имеющиеся врачи и фельдшеры работают больше, чем должны.

– Есть большой процент внутреннего совместительства, – признается главврач. – Но мне, как руководителю, приятно, что сотрудники не бегут на другую работу, а работают на одном месте.

Спрашиваем: "Как вы решаете проблему нехватки кадров?".

– В этом году на практику к нам пришло много молодежи – принимаем на работу санитарами студентов, они привыкают к работе на "скорой", и каждый год не менее десяти выпускников приходят работать именно на "скорую", – ответила Людмила Сиглаева. – В этом сентябре к работе приступят два врача-интерна.

Данные по вызовам за 2013 год

– За 12 месяцев число вызовов по области составило 326 959, – на побережье – 17 920.

 
Зарплата на "скорых" в первом полугодии

• 39 230 рублей – у врачей (специализированные врачебные бригады имеются только в медучреждениях Калининграда);
• от 23 500 до 30 663 рублей – у фельдшеров в зависимости от обслуживаемого района;
• от 16 000 до 24 528 рублей – у водителей.