12:13

Кризис милосердия

  1. Новости

Социологические исследования и данные экономистов свидетельствуют: во время финансового кризиса россияне стали меньше тратиться на дорогие товары, стараются экономить на продуктах и не совершать необдуманных и спонтанных покупок и трат. Корреспондент Клопс.Ru Владимир Аксёнов выяснил, как кризис сказался на людях, которые всегда жили за счёт спонтанных проявлений человеческой доброты, — на уличных музыкантах, художниках и нищих.

"Что Господь подаст — за то и слава Богу"

Найти в Калининграде место массового скопления уличных музыкантов, попрошаек и нищих несложно — их всех как магнит притягивает площадь Победы и прилегающие к ней торговые центры, автобусные остановки и храм Христа Спасителя.

Пальма первенства — у перехода на пресечении улиц Черняховского и Ленинского проспекта и у дороги к храму: участка улицы Баранова от Горького до собора. Здесь почти в любую погоду с раннего утра и до позднего вечера можно встретить уличных художников, музыкантов, бездомных и попрошаек разных мастей и возрастов — от цыганок с грудными детьми на руках до стариков с пластиковыми стаканчиками для мелочи. 

Как рассказывают сами обитатели этих мест, самыми прибыльными местами считаются пешеходные переходы: во-первых, здесь всегда большой поток людей, во-вторых — десятки потенциальных "спонсоров" вынуждены долго стоять в ожидании зелёного сигнала светофора. Эти точки облюбовали уличные музыканты.

Вячеслав старается держаться подальше от "коллег"  

"С аппаратурой выступать гораздо лучше — дальность и качество звука выше, — рассказывает Вячеслав. — И народ уже начинает вокруг собираться — не просто мимо проходит, а останавливается и начинает слушать нашу музыку, а это уже намного интереснее".

На подходе к храму — по преимуществу другой контингент: бездомные, нищие, калеки и старики. Здесь часто можно встретить бабу Аню. Она уже несколько лет приезжает сюда из Московского района.

"Если погода хорошая и здоровье позволяет — посижу немного, — рассказывает баба Аня. — Обычно в 11-12 приеду и до трёх здесь сижу, иначе ничего не заработаешь".

Ещё одна старушка, баба Надя, сама ходит в церковь, а после службы просит подаяние.

"Целый день не сижу, — рассказывает она. — Прихожу утречком на богослужение, часок- полтора посижу и ухожу. Потом возвращаюсь на вечернее богослужение — к пяти. Посижу до колокольного звона и ухожу тоже. Мне что Господь подаст — за то и слава Богу! Как говорят, довольствуйся малым, тогда и Господь больше подаст".

Здесь же, на Баранова, работают и уличные музыканты — как правило, студенты. Правда, они стараются максимально дистанцироваться от бездомных и попрошаек и в прямом и в переносном смысле. "Они отпугивают зрителей, да и нас к ним начинают приравнивать", — говорят музыканты.

Один из самых неприятных типажей уличных обитателей — те, кто практически круглые сутки находится под градусом. Бомжи или местные алкоголики. Они попрошайничают в любое время суток, а точнее, когда эффект от прошлой бутылки прошёл, а на новую денег не хватает. Такие побирушки, как правило, не сидят на месте.

"Слоняются возле магазинов, подкарауливают людей на выходе — стреляют мелочь, а потом уже к нам заходят сами. За день по несколько раз заходят, да и ночью им не спится",— рассказал продавец круглосуточного магазина.

А вот уличные художники выбирают преимущественно такие места, где люди именно гуляют, а не торопятся по делам. Например, парки и скверы. Уличный художник Василий говорит, что писать портрет, когда рядом бесконечные потоки людей, неприятно ни художнику, ни человеку, который позирует.

"Не люблю когда людей слишком много. На площадях их сотни, а заработка никакого. Все проходят — спешат. Лучше сидеть где-нибудь в парках. Например, в Центральном или Южном. Время любое, главное, чтобы светло было и погода хорошая — в дождь и в холод никто не будет портрет заказывать", — рассказывает Василий.

"Приезжие у нас добрые люди. Небогатые, но друг другу помогают они и нам тоже"

Про свои заработки "работники улиц" рассказывают неохотно. Некоторые всё же признались, что за пару часов могут собрать порядка 300-400 рублей. А по праздникам и выходным — в 2-3 раза больше. При этом у каждого просящего своя тактика. Кто-то старается прийти к обеду. А кто-то подбирает время и дни так, чтобы застать именно своего "клиента". Например, уличный музыкант Вячеслав говорит, что больше всего подают 5, 10, 20 и 25-го числа каждого месяца: "В это время, похоже, люди зарплату получают — вот и наше, так сказать, жалованье растёт в эти дни".

Есть свои особенности и в том, у кого просить. Как ни странно, одними из самых щедрых называют мигрантов. Приезжие из Средней Азии, по словам той же бабушки Нади, подают куда как чаще, чем коренные калининградцы.

"Как их там… гастарбайтеры! Они же за мизерные копейки вкалывают у нас! Но вот когда мимо идут, особенно когда праздник какой у них, всю дорогу подают, — вспоминает старушка. — Если по 10 копеек, значит, он только недавно приехал; кто по 1-2 рубля, значит, уже устроился куда-то. А если больше, то уже, видимо, обосноваться успел. Приезжие у нас добрые люди. Небогатые, но друг другу помогают они и нам тоже", — рассказывает бабушка Надя.

"Коллеги" бабушки Нади делятся ещё одним наблюдением: чем богаче человек, тем меньше он помогает другим. Иногда такие люди раскошеливаются на 500, а то и на 1000 рублей, но это происходит крайне редко. Чаще помогают те, кому и самим помощь не помешала бы.

"В основном небогатые люди — школьники, студенты, старухи, те, кто в храм идёт. А богатые пешком здесь не ходят — все на машинах ездят. Да они и не смотрят в нашу сторону даже… брезгуют", — говорят попрошайки.

"Денег нет, последнюю мелочь забирать будете?"

Брезгливость, говорят, и раньше была самой частой реакцией на просьбу "Подайте…". Однако в последнее время, рассказывают люди, прохожие стали более озабоченными и даже злыми. Агрессия проявляется в основном на словах, к чему попрошайки уже привыкли.  Николай — безногий инвалид-колясочник, которого часто можно встретить на перекрёстке возле площади Победы, — такие упрёки давно пропускает мимо ушей. Чаще всего его упрекают в том, что не работает, а просит милостыню.

Николай "работает" на площади 

 

"Кто-то понимает, почему мы такие тут, а кто-то пройти не может, не прикрикнув: "А что ты здесь расселся?" — говорит Николай.

 

Достаётся и тем, кто деньги на улицах не просит, а зарабатывает. Художник Василий рассказывает: мало того что заказов в последнее время практически нет, так ещё и несколько раз он попадал под горячую руку пьяной толпы. Однажды дело дошло до драки, вернее, до избиения. Василию сломали челюсть, он чуть не лишился глаза.

 

"Они мне тогда сказали: "Плохо нарисуешь — получишь!" — вспоминает художник. — В итоге до рисунка дело не дошло, сразу бить стали. Вообще меня несколько раз и грабить пытались. Но я уже не боюсь. Я говорю им: денег нет, последнюю мелочь забирать будете? Сами отстают".

Чаще всего с насилием сталкиваются бездомные, а особенно пьющие бомжи. Как правило, у этих людей нет ни документов, ни родственников, ни друзей — только собутыльники. На таких нередко нападают студенты и даже школьники. Сначала всё начинается с шутки, а потом переходит в откровенное издевательство.

"Сама видела, как бездомных бьют, — рассказывает одна из обитательниц улицы Баранова, бабушка Антонина. — За них ведь некому заступиться, да и сами не могут — от голода и водки на ногах-то особо не стоят. Да и убивают их, и никому они не нужны…"

"Доллар и евро растут, а наш рубль всё падает, бедненький"

Экономический кризис отразился и на доходах уличных попрошаек и музыкантов. Практически все они говорят, что люди заметно реже стали давать деньги: купюры уже практически и не попадаются — одна мелочь.

"Денег меньше у людей стало, у всех, но это уже не моё дело — чужое считать, — рассказывает баба Аня. — Грех жаловаться на то, что не подают, а тем более на то, что мало подают. Человек помог копеечкой, значит, у него больше нет денежек свободных, но и на том спасибо".

Другие попрошайки тоже замечают, что давать стали меньше, но также относятся к этому с пониманием.

Баба Аня приезжает с другого конца города

"Безработица, сокращения идут, подработки исчезают, — говорит баба Надя. — Каждый на свою копеечку садится. Доллар и евро растут, а наш рубль всё падает, бедненький, да и надоели мы им уже… Это вот сейчас нас здесь немножечко. А иногда как соберётся под забором человек 12-15 и сидят, кто без ног, кто без рук, кто с головами пробитыми. Страшно смотреть…"

"Люди в кризис, конечно же, злее становятся — денег меньше, работы многие лишаются, — сетует ещё одна бабушка — Антонина. — А что веселиться-то? Кто знает, может, и вы завтра со мной рядом сидеть будете".

Ещё одна тенденция последнего времени — денежное подаяние сменяется вещевым. Прохожие и раньше жертвовали ненужные вещи, с начала года таких подарков стало больше, а вот наличных, напротив, меньше.

"Грех жаловаться, да вот только вещами себе покушать не купишь", — рассказывают обитатели улиц. Бабушки признаются, что курток, сапог и шапок у неё уже столько, что она сама уже раздаёт их другим нуждающимся. "Сегодня вот ещё мешки принесли. Мне самой этого добра много. А куда девать? Не выбрасывать же. Передаю другим, пальто отдала сегодня".

Однако, даже несмотря на кризис, некоторые прохожие помогают от чистого сердца.

"Пять тысяч рублей — это самая большая купюра, которую мы когда-либо получали, — вспоминает музыкант Вячеслав. — Мы пели "Ляписа Трубецкого", по-моему, "Воины света". Человек шёл, остановился, постоял секунд 30, развернулся, положил нам в руки деньги и  ушёл".

А бабу Надю прохожий буквально спас. На днях у старушки закончился и корвалол, и валидол, и она сказала про лекарства прохожему, который ей монетку подкинул.

"Я поблагодарила его, и он дальше пошёл, — вспоминает бабушка. — Смотрю — через несколько минут бежит обратно. Оказалось, из аптеки бежал, мне лекарства купил! Боже, дай здоровья таким людям!"