09:57

Начальник таможни: У меня нет ни одной жалобы от калининградского бизнеса на наши действия

  1. Новости
Начальник калининградской областной таможни Александр Кочнов в программе "Бизнес-завтрак" на Business FM-Калининград рассказал об отношениях с предпринимателями, контрабанде и ситуации на границах с Литвой и Польшей
 
- Александр Юрьевич, все наши силовики – люди достаточно скромные и закрытые. Пользуясь случаем, расскажите о вашем славном пути. 
 
- В таможню не приходят, мечтая о ней с детства. Я долгое время работал в комсомоле, занимался оборонно-спортивной работой. Потом мне предложили поработать во вновь создаваемом Главном управлении государственно-таможенного контроля при Совете министров СССР, оно было создано в 1986 году. Туда я и пришел на должность ведущего эксперта управления кадров для учебных заведений. Как раз начиналась перестройка, я был свидетелем исторических событий, которые произошли в стране.
 
В 1996 года меня назначили заместителем начальника таможенной академии в Москве, Люберцах. Но что-то не давало мне покоя, хотелось испытать себя в настоящем деле, и я попросился "на передовую" и был назначен начальником Чкаловской таможни. Она располагается на Чкаловском аэродроме под Москвой, недалеко от Звездного городка. Потом судьба забросила меня в Удмуртию, где я работал начальником Ижевской таможни, потом вернулся в Москву и возглавил Внуковскую таможню, потом Шереметьевскую. Затем поработал у Андрея Юрьевича Бельянинова, нынешнего руководителя федеральной таможенной службы, советником. И вот уже четыре с половиной года, как я руковожу Калининградской областной таможней. Так, в общем, в нескольких строках моя жизнь.
 
- Раньше часто было слышно о скандалах, злоупотреблениях в таможне, но сейчас я этого практически не слышу. Можно ли сказать, что за эти четыре с половиной года вы что-то революционное сделали?      
 
-  Я бы не хотел употреблять слово "революционное" и не хотел бы выставлять какую-то свою работу на обзор, на суд слушателей
 
- Но это же не случайно получилось?
 
- Не совсем, конечно, случайно. У нас крайне мало предприятий, не занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Область является особой экономической зоной, и сам Бог велел здесь работать на внешний рынок. Поэтому таможенных органов много, и руководители таможенных органов должны быть равноудалены от бизнеса.
 
- То есть ни с кем не дружить?
 
- Я бы не сказал – не дружить. Быть равноудаленным. Не дружить – это синоним враждовать. А равноудаленность позволяет объективные и равные отношения ко всему бизнес-сообществу. 
 
- Судя по делам, вам удается это?
 
- По крайней мере, то, что мы планировали сделать для бизнеса – ликвидировать очереди как при пересечении границы Российской Федерации, так и на оформлении внутри страны, области. Те льготы, которые бизнес получил за последнее время, те послабления, которые определяют специфику работы в особой экономической зоне, позволяют сказать, что мы достаточно много сделали для того, чтобы бизнес почувствовал облегчение. И это не наши слова, это общее признание.  
 
- Какое основное качество таможенника вы цените прежде всего?
 
-  Был такой Институт психологии Академии наук СССР, и там была лаборатория труда в особых условиях, которая оценивала профессиограммы, профессионально важные качества для сотрудников пограничных войск, КГБ. Мы обратились к ним за помощью, и они действительно проделали большую научную работу. Выяснилось, что с профессиональной точки зрения, оказывается, требования к таможенникам и пограничникам абсолютно различны, диаметрально противоположны.  Пограничнику в течение многих часов нужно быть предельно внимательным, дабы при проверке документов у него не "замылился" глаз.
 
Таможенник должен быть способен мгновенно вчитываться в документы, быстро находить в них те неточности, которые не позволяют оформить товар. Но это с точки зрения профессиональной. А личные качества... Знаете, у нас есть десять заповедей Божьих, и они применимы ко всем. Важны и офицерские качества - честность, преданность делу, стойкость, убеждения, доброта к людям, открытость, как ни странно, очень важны. Я, например, не терплю и не приемлю вот этого сурового, исподлобья, взгляда у некоторых таможенников, которые считают, что они самые честные, а все, кто их окружает, все бизнесмены - воры, которых нужно только ловить. Это называется профессиональная деформация.
 
- Геополитика Калининградской области на любую сферу, на любую силовую структуру накладывает отпечаток. По таможне в чем особенность?
 
- В том, что любые наши действия тут же отражаются на населении области. Санкции, которые были применены против нас, и контр-санкции, безусловно, привели к некому дефициту продуктов в области, и мы это видим.  
 
- Многие рестораторы жалуются на то, что трудно стало работать, нет сырья, нет мяса. Я спрашиваю, а как же вы выживаете? А они отвечают – мы контрабандой завозим.
 
- Ну, что ж, понятие контрабанды вечно, как понятие цивилизации. Мы были бы крайне наивными людьми, если бы тут встали и сказали: ни одна мышь не проскочит через границу. Торговцы признаются, что они могут провезти какие-то продукты только лишь скрытым образом, причем способы существуют совершенно различные, я не буду сейчас о них распространяться. Мы это понимаем. Но мы солдаты, которые исполняют приказ, и будет отвратительно, если солдаты начнут комментировать приказ и не исполнять его.
 
А если говорить о личном мнении, я бы сказал так: мы должны показать этим товарищам из Европы, что способны быстро рвануть вперед без их помощи, без их продуктов, а приготовить свою свинину, говядину, яблоки и все остальное.
 
- Кстати, вчера сказали, что производство за декабрь в России выросло на 4%. Это благодаря, наверное, санкциям. И следующий вопрос - наши отношения с прибалтийскими партнерами. Вот этот коллапс на литовской границе…
 
- Я бы не сказал, что это коллапс. Таможня на литовской и польской границах работают в рамках тех правил, которые установило для нас правительство, в рамках законодательства. Да, мы сейчас внимательно смотрим граждан Литвы, которые пересекают границу Российской Федерации. Это наше право, более того - обязанность. И у меня нет ни одной жалобы от калининградского бизнеса на действия таможни. Наши предприниматели очень открыты в общении, и если им что-то не нравится – тут же в прокуратуру жалуются, в газеты пишут, в Москву президенту. Да, они знают, что у нас усиленный контроль на границе с Литвой. Поэтому они заранее просчитывают свой бизнес, сроки поставок таким образом, чтобы пройти таможню.
 
- То есть вы работаете в штатном режиме?
 
- Да.
 
- А раньше работали не в штатном режиме?
 
- Есть такой анекдот. На армянском радио спрашивают: "Что было раньше - яйцо или курица? Армянское радио отвечает – раньше было все".  
 
- Скажите, а какой вуз готовит специалистов для таможни?
 
- Как я уже упоминал в начале нашей беседы - Российская академия таможни, она не только в Москве, есть три филиала – во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Ростове. Но таможня, понимаете, очень специфическая организация. Нужно не только представлять исключительно востребованные специальности в таможне – юридические и экономические. Нам нужны еще программисты, инженеры, бухгалтеры. Достаточно большой диапазон специальностей, поэтому к нам приходят из различных вузов.  
 
- Ну вот выпускается специалист академии, он кто - лейтенант?
 
- Это зависит от того, на какую должность он идет. У нас два вида основных должностей – это сотрудники, офицерские должности и государственные гражданские служащие.  
 
- А среди офицеров огневая подготовка существует?
 
- У нас в таможне есть семь боевых кораблей, есть СОБР, два таможенных вертолета. Небольшая, но достаточно военизированная структура имеется.  
 
- А где ваши суда, в Балтийске? Ни разу не видел…
 
- А это и хорошо, что не видели.  
 
- Закона  об упрощении таможенного администрирования на территории ОЭЗ Калининградской области нашему бизнесу ждать как манны небесной?
 
- Я бы сейчас говорил не об этом законе, который где-то завис, а о новом таможенном кодексе Таможенного союза, который должен вступить в силу с 1 января 2016 года. Там, в этом кодексе, учтены, на мой взгляд, все особенности Калининградской области.  
 
- Чего вы ждете от нового таможенного кодекса? Более совершенного прочтения и более совершенной работы?
 
- Во-первых, мы ждем от него юридической фиксации многих вещей. Например, отсутствие обеспечения уплаты таможенных платежей, которые были введены по нашей инициативе для калининградского бизнеса. Улучшения положения с контейнерными перевозками. Облегчения перемещения товаров по маршруту Калининград - Усть-Луга - Калининград паромом. И еще много различного рода вещей, которые дают возможности бизнесу легче работать.  
 
- Пожелайте что-нибудь.    
 
-  Я хочу пожелать всем уверенности, оптимизма, веры в будущее. И помните, что жизнь дается один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно.