12:19

Жительница Черняховска через суд вернула деньги за лекарство

  1. Новости


Жительница Черняховска Татьяна Кондратова (имена и фамилии изменены) - симпатичная 18-летняя девушка. Учится в институте, общается со сверстниками. Есть одно «но» - чтобы вести обычную жизнь, Тане необходимо постоянно принимать лекарство. У девушки не сахарный диабет. У нее редкая болезнь, при которой в организме не удерживается жидкость и в результате человек постоянно пьет и ходит в туалет. 

- Таня заболела в 5 лет, - рассказывает ее мама Галина Ивановна. - Внезапно и неизвестно, почему это произошло. Мы обратились к врачу, и ребенку поставили этот диагноз. Впоследствии девочке дали инвалидность.

Татьяна вынуждена принимать четыре раза в день препарат минирин. В Европе его производит единственный завод в Швеции. В месяц девушке необходимо две упаковки стоимостью около пяти тысяч рублей. 

- Моя дочь - федеральный льготник, имеет право на бесплатное обеспечение жизненно важным лекарством, - продолжает Галина Ивановна. - Мы долгое время его получали, а в 2007 году начались сплошные проблемы. Врач выписывала девочке бесплатные рецепты. Я шла в аптеку, отстаивала очередь и слышала, что нужного препарата нет в наличии. Нас ставили на отсроченное обслуживание и просили прийти через 10 дней. И опять все повторялось, говорили: препарата нет, надо ждать. А как? Без него ребенок практически не может выйти из дома. Таня вынуждена была пропускать занятия в институте. Проблему усугубляет то, что лекарство невозможно купить ни в Черняховске, ни в Калининграде - оно дорогое, не массового спроса, и аптеки его не закупают, боятся, что не смогут реализовать. 

Хождение по мукам

Минирин необходим Тане и для того, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение здоровья. При такой болезни почки испытывают большие нагрузки, начинаются боли в животе, из организма вымывается калий, что отражается на сердечно-сосудистой системе. За два последних года, когда девушка своевременно не получала лекарство, у нее произошли диффузные изменения в почках и начало барахлить сердце.

- У дочки сильный характер, она по натуре оптимистка, - делится Галина Ивановна. - Но однажды, промаявшись около месяца, она сказала: «Зачем такая жизнь…» Я испугалась не на шутку. 

Галина Кондратова несколько раз находила лекарство в Москве, Литве, Польше и покупала его за свои деньги. Чтобы помочь дочери, обращалась в региональное и даже федеральное министерства здравоохранения. И все без толку. Везде говорили одно: «Вас таких много. Ждите».

- В такой ситуации находятся многие инвалиды. Их право на бесплатное получение жизненно важных лекарств прописано в Федеральном законе «О государственной социальной помощи». Но его зачастую невозможно реализовать! - возмущается Галина Ивановна. - А ведь кто-то может и умереть в ожидании. Это безобразие надо прекращать, и я решила обратиться в суд.
Галина Кондратова - медик и в юриспруденции не сильна. Поэтому обратилась к юристу, который помог ей составить исковое заявление. Иск был предъявлен к фармацевтическим организациям, в обязанность которых входило обеспечение лекарствами льготников. 

В суде

При рассмотрении дела выяснилось, что в 2007 году Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области заключил государственный контракт на поставку и отпуск лекарств льготникам с фармацевтической организацией ЗАО «Центр внедрения «Протек». В 2008 году такой же контракт был заключен со страховой аптекой «Народная». Они и стали ответчиками по этому делу. По условиям госконтрактов эти фармацевтические организации обязаны были обеспечить льготников лекарствами, включая и те, которые не вошли в централизованные закупки. 

В результате суд вынес решение о взыскании с ответчиков стоимости лекарства, которое Галина Кондратова приобретала за собственные средства - 12 тысяч 330 рублей с «Народной аптеки» и 2 тысячи 600 рублей - с центра «Протек». Суд также взыскал в пользу девушки компенсацию морального вреда - всего 6 тысяч рублей. Ответчики обжаловали это решение в областном суде, но он оставил его в силе. 

Как только Галина Кондратова обратилась с иском, лекарство, необходимое ее дочери, сразу появилось в продаже. Сейчас девушка получает его своевременно.
- Я обратилась в суд, чтобы заставить поставщиков лекарств выполнять свои обязательства. Страданиям, которые пришлось перенести дочери, эта компенсация никак не соответствует, - считает Галина Ивановна. 

«Эту практику надо ломать»

- Можно только восхищаться принципиальностью и упорством этих людей, - говорит руководитель Калининградской областной адвокатской палаты Евгений Галактионов. - Они молодцы, что решили поставить на место нерадивых поставщиков лекарств. Взятые на себя обязательства надо исполнять. Будем надеяться, что это судебное решение заставит фирму ответственно подходить к выполнению своих обязанностей, если, конечно, они не хотят быть погребенными под валом подобных исков. Хотя понятно, что причина этой ситуации не только в поставщике. Я бы посоветовал гражданам требовать, чтобы суд выносил определение об устранении нарушений в адрес чиновников - регионального и федерального министерств здравоохранения, вплоть до администрации президента. Только так можно что-то изменить. 

Что касается суммы компенсации морального вреда, то для фирм, имеющих миллионные обороты, - это мертвому припарка. Размер этих компенсаций законом не урегулирован, судьи назначают их в соответствии со своим пониманием ситуации. Компенсации моральных страданий, связанных с причинением вреда здоровью, у нас, как правило, мизерные. Я считаю, что эту судебную практику надо ломать. 

P.S. Руководство ЗАО «Протек» от комментариев отказалось. 

«Мы сделали все, что было возможно»

 

Дмитрий Яговдик, управляющий страховой компанией «Народная»:
- В то время, когда девушка осталась без лекарства, его вообще не поставляли на территорию России. Мы предоставили суду подтверждающие документы. Мы не имеем права покупать лекарства где-то за границей, только на территории России. Аналогов препарата не существует, но суд счел, что это не является основанием для отказа в иске. 

Мы предприняли все возможные действия, чтобы обеспечить пациентку необходимым. Как только лекарство поступило на территорию России, зарезервировали поставки для области. Сейчас девушка получает его своевременно и в нужных количествах.
Мы всегда идем навстречу людям, но иногда обстоятельства складываются так, что ничего сделать невозможно.