10:59

Александр Рольбинов: "Проекты реализуются, несмотря на кризис"

  1. Новости

На вопросы "Комсомолки" ответил министр развития инфраструктуры Калининградской области

В постсоветскую эпоху экономическое благополучие Калининграда покоится на трех китах. Первый - это закон об Особой экономической зоне, второй - туризм, а третий - инфраструктура. Так уже распорядились география с историей, что без развитой инфраструктуры нам туго придется. Да и дивиденды самые крупные наша область может заработать на инфраструктуре - на дорогах, портах, самолетах, газопроводах и т.д. Недаром же Калининград называют мостом между Россией и Европой. О том, насколько этот «мост» надежен и современен, как он справляется с ударами мирового экономического кризиса, мы поговорили с министром развития инфраструктуры областного правительства Александром РОЛЬБИНОВЫМ.

 

Про порты


- Александр Семенович, одним из первых от экономического кризиса пострадал портовый комплекс. Как свидетельствует статистика, в первые месяцы этого года калининградские порты пострадали больше всего - грузооборот снизился на 40 с лишним процентов. В то же время в других российских портах ситуация не такая плачевная… В чем причина?

- Проблема в том, что все грузы на Калининград идут через территории Белоруссии и Литвы. И вот литовцы ввели дискриминационный тариф в отношении наших портов. В направлении Клайпеды и Калининграда тариф отличается от двух до трех раз! В результате цена на одну тонну в Калининграде увеличивается на 10,5 доллара США.

Если до кризиса загрузка портов была высокой - и в Калининграде, и в портах-конкурентах, то кризис ужесточил ситуацию. В результате Калининградская железная дорога (КЖД) за три месяца уменьшила оборот на 38 - 40 процентов. Торговый и рыбный порты значительно снизили объемы. И в целом причин нынешних проблем несколько: во-первых, грузов стало меньше, во-вторых, подняли тарифы, в-третьих, в целом сократились объемы промышленного производства, в-четвертых, вырос курс доллара и евро, и курсовая разница отразилась негативно.

- Что делается, чтобы изменить ситуацию?


- Правительство Калининградской области совместно с КЖД проводило несколько брифингов с целью урегулирования тарифных вопросов. Проходили совещания в Москве. В результате встреч и переговоров российская сторона сформулировала четкие и понятные решения, которые были озвучены литовцам. В ближайшее время произойдет корректировка железнодорожных тарифов. Должны быть приняты какие-то политические решения со стороны ФСТ, МИДа и Минтранса. Мы все, что смогли, сделали.

- Каковы перспективы у калининградских портов? Правда ли, что ресурс развития у них весьма ограничен - из-за их не самого удобного географического положения - имеется в виду 40-километровый морской канал, - и из-за сложившейся конъюнктуры?

- Действительно, мы не можем конкурировать с крупными портами. У нас могут разгружаться суда водоизмещением 25 - 30 тысяч тонн, а, к примеру, в Клайпеде и Санкт-Петербурге - 50-тысячники. Но Калининград должен стать специализированным портом. Например, стоит задача сделать так, чтобы небольшие партии, например, калийных удобрений из Белоруссии могли грузить в Калининграде. Сейчас Белоруссия отправляет на экспорт 12 миллионов тонн калийных удобрений в год, в основном все идет через Клайпеду. Почему бы в этом процессе не поучаствовать калининградским портам? Мы хотим сделать пробную партию калийных удобрений, чтобы выбить почву у тех, кто говорит, что это неудобно и логистика у нас плохая.

Про газификацию


- Совсем недавно было объявлено, что «голубое топливо» добралось до Гвардейска - газ поступил в квартиры первых одиннадцати многоквартирных домов, где проживают около 700 человек. Какова в целом ситуация с газификацией области?

- У нас разработана программа газификации области до 2015 года. Результатом должно стать то, что уровень газифицированности региона достигнет 75 процентов, сейчас он составляет примерно 45 процентов. В прошлом году была проведена большая работа по газификации Гурьевского и Зеленоградского районов. В планах на этот год - газификация Янтарного, Немана, Краснознаменска. Эти проекты будут реализовываться совместно с Газпромом, руководство которого подтвердило, что на эти цели выделит в этом году 350 миллиардов рублей.

В целом для развития Калининградской области объемы газа необходимо довести до 2,5 миллиарда кубометров до 2010 года и в дальнейшем - до 3,4 миллиарда кубометров в год. И построить подземное газовое хранилище в районе поселка Романово.

- Что-то в последнее время не слышно про подземное хранилище. Проект, случайно, не заморожен?

- Проект не заморожен. В темпах строительства есть небольшое отставание, но оно носит не финансовый, а организационный характер - дело в том, что строительство начали позже. В следующем году уже будет запущена первая очередь хранилища на 80 миллионов кубометров газа. Кроме того, в 2010 году Газпром должен поставить в область 2,5 миллиарда кубометров газа, а для этого нужно построить вторую ветку газопровода в регионе и модернизировать компрессорные станции. В настоящее время эти работы, которые осуществляются на деньги Газпрома, идут полным ходом.

Про Приморское кольцо


- Какова сейчас ситуация по строительству автодорог?


- Федеральный центр снизил на 15 процентов уровень субсидий на строительство автомобильных дорог. Тем не менее, в этом году мы продолжаем строительство южного обхода Калининграда. Возможно, введем в эксплуатацию в этом году. Продолжаем строить обход города Советска. Осенью намерены завершить строительство первой очереди Приморского кольца и приступить ко второй очереди - до Светлогорска.

- Многие автомобилисты жалуются, что при строительстве Приморского кольца разбиваются существующие дороги…

- К сожалению, невозможно построить дорогу, что называется, без потерь. В тело новой автодороги уже уложено 3 миллиона кубометров песка. Вдумайтесь в эти цифры! Весь этот грунт завозится автомобилями, а наши шоссе не были рассчитаны на такую колоссальную нагрузку. Но независимо от этого они будут ремонтироваться и восстанавливаться.

- Будут ли в этом году капитально отремонтированы какие-нибудь трассы?

- Увы, тех денег, которые мы тратили на ремонт дорог в 2006-м и 2007 годах, нет. Мы уже забыли, что такое ямочный ремонт, но сейчас, в период кризиса, придется к нему вернуться. В 2006 году мы капитально отремонтировали 280 километров автодорог, в 2007-м - 450 километров, в 2008-м - 380 километров. Сейчас вынуждены ужиматься.

Про авиасообщение


- Александр Семенович, когда перестанет лихорадить компанию «КД авиа»?

- Финансовое положение компании весьма непростое. Но сейчас появилась уверенность, что проблемы будут решаться. На последнем совещании в Москве было подтверждено, что проект хаба в «Храброво» - единственный успешно реализованный подобный проект в России. К сожалению, выхода на полную мощность не произошло и пик выхода совпал вначале с ростом цен на керосин, а потом - с мировым финансовым кризисом. Но вместе с тем темпы прироста у «КД авиа» - самые высокие в России. На федеральном уровне признано, что проект необходимо поддержать. Это сигнал для внешней среды, для кредиторов - сигнал о том, что проект будет поддерживаться государством. Кстати, одно из условий господдержки - разделение бизнеса на аэропортовый комплекс и деятельность по осуществлению полетов.

- Какие проекты будут реализованы в «Храброво»?


- Реконструкция аэропорта, удлинение и расширение взлетно-посадочной полосы, строительство новой рулежной дорожки, в будущем строительство второй ВПП. Все эти проекты попали в Федеральную целевую программу развития транспорта. Кроме того, сегодня в «Храброво» строится самый современный в России центр управления полетами. В следующем году он уже будет введен в эксплуатацию.