15:41

Главврачи больниц больше не будут говорить, что все проблемы из-за кадрового дефицита

  1. Интервью
1 октября был назначен новый министр здравоохранения Калининградской области — им стала бывший главный врач областной станции скорой медицинской помощи Людмила Сиглаева. 12 октября глава Минздрава впервые встретилась с журналистами. Клопс.Ru записал этот разговор.
 
Людмила Сиглаева: — Я скажу очень коротко. Все наши планы должны быть направлены на то, чтобы в рамках исполнения указа президента и поручений министра здравоохранения Вероники Скворцовой наступил тот момент, когда граждане Калининградской области сказали "Жалоб нет на работу наших поликлиник, участковых врачей-педиатров, акушеров-гинекологов, стационаров, узких специалистов". Основная задача состоит в том, чтобы в условиях имеющегося кадрового дефицита не допустить его нарастание и организовать работу таким образом, чтобы услуги были доступными. Это задача не только первоочерёдная — она долгосрочная. Все кураторы, которые приезжают проконтролировать нашу работу, говорят о том, что Калининградская область в состоянии показать высокий уровень организации системы здравоохранения, и мы над этим будем работать.
 
— Что сейчас с кадрами в системе здравоохранения?

— На мой взгляд, сейчас ситуация с нехваткой кадров однозначно взята на контроль. Все те врачи, которые оканчивают медицинские вузы, имеют целевую интернатуру. Все молодые медики, которые ушли туда, должны к нам вернуться. Нами подана заявка на ординатуру, 59 человек к нам вернутся. Сейчас нет такого, как раньше: бесконтрольного самотёка, когда уехал человек в ординатуру, женился там или "влюбился" в город и решил остаться. Мы получаем наших специалистов назад.

Также нам приятно, что наш БФУ начал приём на среднее обучение выпускников уже после 9-го класса. Это актуально для сельской местности. Это те ребята, которые туда же — назад в село — и вернутся. Так как ФАПы построены, то выпускники будут очень востребованы. Поэтому мы уже говорим с БФУ, чтобы увеличить набор после 9-го класса. В следующем году запланирован целевой набор — 30 человек будут учиться за счёт областного бюджета.
 
— Мы уже видели приказ, подписанный вами в минувший четверг, согласно которому Вероника Карташова направляется на обучение от калининградской поликлиники № 1. Какую должность она теперь там занимает?
 
— Вероника Вячеславовна Карташова принята на должность заместителя главного врача по профилактической работе. Она пройдёт обучение и вернётся в строй практического здравоохранения. Первая поликлиника Ленинградского района, вы уже знаете, сейчас "укрупнилась", то есть объединилась с другим медучреждением. Поэтому такие смелые планы главврач этой поликлиники на себя взял — теперь эта поликлиника не будет в отстающих по всей профилактической работе.
 
— Насколько мы знаем, разговоры о том, чтобы именно вы возглавили региональное Министерство здравоохранения, велись достаточно давно. Вы какие-то условия со своей стороны ставили?
 
— Вы знаете, нет. На сегодняшний день я себе поставила одну задачу: у нас есть вакантная должность третьего заместителя в министерстве и, конечно же, я буду ходатайствовать перед губернатором (и представлять кандидатуру), чтобы на это место пришёл "практический лечебный" человек, который будет реальным помощником в организации и методической, и практической работы.

На сегодняшний день говорить о том, что достаточно структуры Министерства здравоохранения, сложно. Мы много слышим, что раньше было министерство и оно справлялось, но ведь у него раньше полномочия были на уровне муниципалитетов. Все районные больницы и больницы Калининграда имели мощную структуру в управлении горадминистрации. Сегодня все эти полномочия подняты на уровень субъекта и за всю работу медицинских организаций отвечает министерство. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас был более насыщенный департамент по организации медпомощи, по охране материнства и детства, но, к сожалению, есть политика государства, направленная на то, чтобы не было увеличения управленческого аппарата. Мы сегодня обдумываем, как в рамках имеющихся 44 штатных единиц нам рационально выстроить работу, чтобы она была результативная.
 
— Вы уже были заместителем министра здравоохранения и, как нам известно, вы ушли тогда в результате конфликта.
 
— Это не секрет. Я скажу, что являлось основным посылом моего ухода. Я привыкла работать на результат — я не могу работать вполоборота. Если есть какие-то обстоятельства, которые мешают работать (а в тот момент сложилась именно такая ситуация), я не видела в себе возможности работать и получать тот результат, который можно было бы организовать. Поэтому мной было принято решение не навредить общему делу и не создавать видимость, что дело идёт (когда на самом деле оно могло идти только вполоборота), и я ушла из министерства.
 
— А если сейчас снова сложится подобная ситуация?
 
— На сегодняшний день я вижу, что есть потенциал у существующей министерской команды. Я полагаю, что аналогичной ситуации не повторится — у меня нет на этот счёт опасений. Сейчас сложность может быть в том, что поначалу мы будем где-то пробуксовывать. То есть мы обговорили, приняли решения и наметили какие-то планы. Наступает момент их реализовать — мы не должны допустить слабинки на этом этапе. Я планирую работать и выполнять всё, что необходимо. Однако если на каком-то этапе Николай Николаевич Цуканов придёт к выводу, что я не справляюсь с поставленными задачами, то, полагаю, это будет озвучено и будут приняты какие-то меры. Я никоим образом не нацелена на то, чтобы сойти на полпути по собственному желанию, только потому, что меня подвела моя команда.
 
— Недавно у нас открылась ординатура по педиатрии, но как такового набора туда нет. В чём проблема и когда мы, наконец, будем выпускать наших педиатров, которых так не хватает в нашем регионе. Что делается, чтобы они не уезжали из Калининградской области?
 
— Есть такие случаи у нас в регионе, когда правительство готово предоставить жильё. Есть заинтересованность главврачей: они находят педиатров, готовых приехать к нам в регион, но по факту они почему-то не едут. Последний наш выезд на ярмарку вакансий в Смоленск показал, что мы ни одного педиатра не смогли убедить, чтобы они приехали к нам на условиях предоставления квартиры. Сложно сказать, чем это вызвано. Может быть, географическим расположением нашего региона: есть случаи, когда люди боятся нашего эксклава. В глубинке России у людей много есть опасений, что мы живём совершенно обособленно и изолированно — людей это каким-то образом сдерживает.

В плане нашей ординатуры — конечно, будет чудесно, если она заработает. Наверное, педиатрия — это всё-таки такое тяжёлое поле, куда врачи не хотят приходить. По последней информации от главных врачей, я знаю, что поликлиника на Трибуца ожидает прибытия ещё двух врачей-педиатров. Я думаю, что мы будем работать. В этом году мы постараемся на ярмарку вакансий выехать пораньше: не тогда, когда они уже определили, какой регион их забирает. Будем работать на опережение.
 
— Есть какой-то список: сколько и какие детские специалисты сейчас требуются в медучреждениях региона?
 
— Ведётся регистр специалистов всего первичного звена, потому что основная наша задача — отслеживать. Если смотреть по нормативным документам, то это порядка 100 специалистов, которых нам недостаёт в первичном звене по охране здоровья детей.

Сегодня каждая медицинская организация совершенно чётко знает, кому и сколько они готовы предоставить жильё. Ведь есть предварительная договорённость с региональным правительством о том, сколько квартир есть возможность выделить. Есть договорённость о том, чтобы не переманивать специалистов друг у друга (из одной поликлиники в другую или из одного муниципалитета в другой). Задача поставлена, чтобы к нам приехали специалисты из других регионов, чтобы не пришлось общипывать друг друга.

На сегодняшний день все главы муниципалитетов прониклись этой ситуацией. Я знаю, что в администрации Гусева, в Советске и в Немане принято решение о выделении квартир приезжим медикам. Будем надеяться, что мы всё-таки привлечём специалистов извне в сфере педиатрии, займём это служебное жильё и ситуация станет значительно благополучнее.
 
— Грядут ли какие-то кадровые изменения в медучреждениях Калининградской области? И кто вместо вас возглавит калининградскую станцию скорой помощи?
 
— Кто возглавит городскую станцию скорой помощи, решит комиссия — мы объявляем конкурс. В плане рокировки руководителей других медицинских организаций, я себе не ставлю цели кого-то куда-то сместить. Мы с главврачами города провели рабочее совещание и договорились, что постоянно сокрушаться о том, что есть кадровый дефицит и от этого все наши проблемы, они не будут. В условиях имеющегося кадрового потенциала, наша "святая" задача — построить работу таким образом, чтобы люди не мучились и не страдали. Если кто-то не будет справляться с этими задачами, то тогда будет идти речь о его "дееспособности". Ведь большинство проблем требуют просто управленческих решений: надо, чтобы врач на приёме не сказал "я вам рекомендую пройти МРТ, пойдите туда-то и возьмите то-то", а дал сразу талончик-направление с проставленной датой.

И ещё мы подписываем приказ о привлечении руководителей медицинских организаций к работе на горячей линии. То есть примерно раз в месяц каждый главврач будет командирован на работу на горячей линии и будет напрямую участвовать в работе с обращениями граждан. Потом он будет давать свои предложения о том, что надо сделать, чтобы эти обращения больше не поступали.